Лицо у каждой школы есть своё, а эту школу трудно не узнать. «Всегда быть первой!» –вот девиз её. Всегда вперед и выше! Так держать!

пятница, 2 августа 2013 г.

Наша речь

Совершенствование речи педагогов

Детям очень много можно объяснить,
лишь бы объясняющий сам понимал
ясно предмет, о котором взялся говорить
с детьми и умел говорить человеческим языком 

Н.Г.Чернышевский 



Грамотная речь является основным элементом общей культуры человека.



Речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка.


Насколько грамотно выражается педагог, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.


К сожалению, многие педагоги делают ошибки в произнесении элементарных повседневных словах…

К речи педагога сегодня предъявляются высокие требования.


Среди требований к речи педагога выделяют:



Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка.


Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.


Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.


Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.


Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.


Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.


Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).



К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его!


Позвольте провести небольшой ликбез

«Пожалуйста, говорите правильно!»

Буквально несколько слов, которые встречаются в нашей речи ежедневно!



Класть, а не лОжить!


СозвонИмся, а не созвОнимся!


Не понялА, а не пОняла!
ПолдниЧать, а не подлниКать!


ТеЧёт кран, а не теКёт!


ПропылесоШу, а не пропылесоСю!


Протру пыль, а не протЕру!
И не В заде, а Сзади!


А как спросить: КТО ПОСЛЕДНИЙ? или КТО КРАЙНИЙ?

Как часто в быту мы путаем применение слов "последний" и "крайний", особенно когда стоим в очереди... Кстати, у очереди два крайних члена: первый и последний...

А теперь небольшой пример из личной жизни



Написала я заметку о проводах ребят в Армию и назвала "Последние часы на родной земле". Получила много тёплых отзывов...


Один военный сделал мне замечание , что нельзя писать ПОСЛЕДНИЕ ЧАСЫ, надо написать КРАЙНИЕ... Примета такая у лётчиков, моряков... У них нет последних полётов, последних походов...только КРАЙНИЕ... Но это уже из области суеверий и примет...


А по нормам родного русского языка: последний в очереди, последний поход, последний закат... И будем надеяться встретить ещё не один рассвет в нашей жизни.






Чаще заглядываем в словари...


Мои заметки на эту тему и ЗДЕСЬ


 ГОВОРИМ ГРАМОТНО! ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО!

11 комментариев:

  1. Да! Речь учителя должна быть на высоте. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сложно... Сейчас нет той цензуры и неграмотную речь можно услышать и на ТВ

      Удалить
  2. У меня знакомый говорит "слаживать", "тубаретка" и "колидор". Переучиваться не хочет. С детства привык.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, меня волнует эта тема. Стараюсь исправлять все свои огрехи речевые)))

    ОтветитьУдалить
  4. Так же как со словом свёкла. В нашей местности привыкли говорить не так как надо. И удивляются если исправляешь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну свЁкла-свеклА, это повсеместно! Как КЛАСТЬ-ЛОЖИТЬ...Но поправлять надо (тактично)

      Удалить
  5. Говорить грамотно и правильно должны все, а не только учителя.Согласна с Ларисой Германовной, что неграмотная речь звучит с экрана ТВ...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ольга Григорьевна,конечно мы не эталон (особенно я))), но стремиться к совершенству надо всегда.

      Удалить
  6. Прекрасная страничка! Спасибо!

    ОтветитьУдалить