Совершенствование речи педагогов
Грамотная речь является основным элементом общей культуры человека. Речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка.
Насколько грамотно выражается педагог, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.
К сожалению, многие педагоги делают ошибки в произнесении элементарных повседневных словах…
К речи педагога сегодня предъявляются высокие требования.
Среди требований к речи педагога выделяют:
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его!
Класть, а не лОжить!
СозвонИмся, а не созвОнимся!
Не понялА, а не пОняла!
ПолдниЧать, а не подлниКать!
ТеЧёт кран, а не теКёт!
ПропылесоШу, а не пропылесоСю!
Протру пыль, а не протЕру!
И не В заде, а Сзади!
А как спросить: КТО ПОСЛЕДНИЙ? или КТО КРАЙНИЙ?
Как часто в быту мы путаем применение слов "последний" и "крайний", особенно когда стоим в очереди... Кстати, у очереди два крайних члена: первый и последний...
А теперь небольшой пример из личной жизни
Написала я заметку о проводах ребят в Армию и назвала "Последние часы на родной земле". Получила много тёплых отзывов...
Один военный сделал мне замечание , что нельзя писать ПОСЛЕДНИЕ ЧАСЫ, надо написать КРАЙНИЕ... Примета такая у лётчиков, моряков... У них нет последних полётов, последних походов...только КРАЙНИЕ... Но это уже из области суеверий и примет...
А по нормам родного русского языка: последний в очереди, последний поход, последний закат... И будем надеяться встретить ещё не один рассвет в нашей жизни.
Чаще заглядываем в словари...
Мои заметки на эту тему и ЗДЕСЬ
ГОВОРИМ ГРАМОТНО! ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО!
Детям очень много можно объяснить,
лишь бы объясняющий сам понимал
ясно предмет, о котором взялся говорить
с детьми и умел говорить человеческим языком
Н.Г.Чернышевский
Грамотная речь является основным элементом общей культуры человека. Речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка.
Насколько грамотно выражается педагог, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.
К сожалению, многие педагоги делают ошибки в произнесении элементарных повседневных словах…
К речи педагога сегодня предъявляются высокие требования.
Среди требований к речи педагога выделяют:
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его!
Позвольте провести небольшой ликбез
«Пожалуйста, говорите правильно!»
Буквально несколько слов, которые встречаются в нашей речи ежедневно!
СозвонИмся, а не созвОнимся!
Не понялА, а не пОняла!
ПолдниЧать, а не подлниКать!
ТеЧёт кран, а не теКёт!
ПропылесоШу, а не пропылесоСю!
Протру пыль, а не протЕру!
И не В заде, а Сзади!
А как спросить: КТО ПОСЛЕДНИЙ? или КТО КРАЙНИЙ?
Как часто в быту мы путаем применение слов "последний" и "крайний", особенно когда стоим в очереди... Кстати, у очереди два крайних члена: первый и последний...
А теперь небольшой пример из личной жизни
Один военный сделал мне замечание , что нельзя писать ПОСЛЕДНИЕ ЧАСЫ, надо написать КРАЙНИЕ... Примета такая у лётчиков, моряков... У них нет последних полётов, последних походов...только КРАЙНИЕ... Но это уже из области суеверий и примет...
А по нормам родного русского языка: последний в очереди, последний поход, последний закат... И будем надеяться встретить ещё не один рассвет в нашей жизни.
Чаще заглядываем в словари...
Мои заметки на эту тему и ЗДЕСЬ
Да! Речь учителя должна быть на высоте. Спасибо!
ОтветитьУдалитьСложно... Сейчас нет той цензуры и неграмотную речь можно услышать и на ТВ
УдалитьУ меня знакомый говорит "слаживать", "тубаретка" и "колидор". Переучиваться не хочет. С детства привык.
ОтветитьУдалитьЭто, возможно, его фишки речевые)))
УдалитьСпасибо, меня волнует эта тема. Стараюсь исправлять все свои огрехи речевые)))
ОтветитьУдалитьТак же как со словом свёкла. В нашей местности привыкли говорить не так как надо. И удивляются если исправляешь.
ОтветитьУдалитьНу свЁкла-свеклА, это повсеместно! Как КЛАСТЬ-ЛОЖИТЬ...Но поправлять надо (тактично)
УдалитьГоворить грамотно и правильно должны все, а не только учителя.Согласна с Ларисой Германовной, что неграмотная речь звучит с экрана ТВ...
ОтветитьУдалитьСпасибо, Ольга Григорьевна,конечно мы не эталон (особенно я))), но стремиться к совершенству надо всегда.
УдалитьПрекрасная страничка! Спасибо!
ОтветитьУдалитьОльга, благодарю за тёплый отзыв.Спасибо!
Удалить