Лицо у каждой школы есть своё, а эту школу трудно не узнать. «Всегда быть первой!» –вот девиз её. Всегда вперед и выше! Так держать!

пятница, 2 августа 2013 г.

Наша речь

Совершенствование речи педагогов

Детям очень много можно объяснить,
лишь бы объясняющий сам понимал
ясно предмет, о котором взялся говорить
с детьми и умел говорить человеческим языком 

Н.Г.Чернышевский 



Грамотная речь является основным элементом общей культуры человека.



Речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка.


Насколько грамотно выражается педагог, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.


К сожалению, многие педагоги делают ошибки в произнесении элементарных повседневных словах…

К речи педагога сегодня предъявляются высокие требования.


Среди требований к речи педагога выделяют:



Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка.


Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.


Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.


Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.


Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.


Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.


Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).



К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его!


Позвольте провести небольшой ликбез

«Пожалуйста, говорите правильно!»

Буквально несколько слов, которые встречаются в нашей речи ежедневно!



Класть, а не лОжить!


СозвонИмся, а не созвОнимся!


Не понялА, а не пОняла!
ПолдниЧать, а не подлниКать!


ТеЧёт кран, а не теКёт!


ПропылесоШу, а не пропылесоСю!


Протру пыль, а не протЕру!
И не В заде, а Сзади!


А как спросить: КТО ПОСЛЕДНИЙ? или КТО КРАЙНИЙ?

Как часто в быту мы путаем применение слов "последний" и "крайний", особенно когда стоим в очереди... Кстати, у очереди два крайних члена: первый и последний...

А теперь небольшой пример из личной жизни



Написала я заметку о проводах ребят в Армию и назвала "Последние часы на родной земле". Получила много тёплых отзывов...


Один военный сделал мне замечание , что нельзя писать ПОСЛЕДНИЕ ЧАСЫ, надо написать КРАЙНИЕ... Примета такая у лётчиков, моряков... У них нет последних полётов, последних походов...только КРАЙНИЕ... Но это уже из области суеверий и примет...


А по нормам родного русского языка: последний в очереди, последний поход, последний закат... И будем надеяться встретить ещё не один рассвет в нашей жизни.






Чаще заглядываем в словари...


Мои заметки на эту тему и ЗДЕСЬ


 ГОВОРИМ ГРАМОТНО! ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО!

12 комментариев:

  1. Ответы
    1. Спасибо, меня волнует эта тема. Стараюсь исправлять все свои огрехи речевые)))

      Удалить
  2. Да! Речь учителя должна быть на высоте. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сложно... Сейчас нет той цензуры и неграмотную речь можно услышать и на ТВ

      Удалить
  3. У меня знакомый говорит "слаживать", "тубаретка" и "колидор". Переучиваться не хочет. С детства привык.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это, возможно, его фишки речевые)))

      Удалить
  4. Так же как со словом свёкла. В нашей местности привыкли говорить не так как надо. И удивляются если исправляешь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну свЁкла-свеклА, это повсеместно! Как КЛАСТЬ-ЛОЖИТЬ...Но поправлять надо (тактично)

      Удалить
  5. Говорить грамотно и правильно должны все, а не только учителя.Согласна с Ларисой Германовной, что неграмотная речь звучит с экрана ТВ...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ольга Григорьевна,конечно мы не эталон (особенно я))), но стремиться к совершенству надо всегда.

      Удалить
  6. Прекрасная страничка! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, благодарю за тёплый отзыв.Спасибо!

      Удалить