Коренное население Приморского края представлено удэгейцами (907 чел.), нанайцами (115 чел.), орочами (16 чел.) и тазами ( 204 чел.). В основном аборигены проживают в четырех районах Приморского края
В языковом отношении удэгейцы, нанайцы и орочи Приморского края относятся к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Удэгейский язык принадлежит к амурской группе тунгусских языков. Он наиболее близок к орочскому языку и верхнеамурским говорам нанайского языка.
В языковом отношении удэгейцы, нанайцы и орочи Приморского края относятся к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Удэгейский язык принадлежит к амурской группе тунгусских языков. Он наиболее близок к орочскому языку и верхнеамурским говорам нанайского языка.
Согласно антропологической классификации нанайцы, удэгейцы и орочи относятся к байкальскому типу североазиатской расы большой монголоидной расы. У тазов большая примесь китайских и маньчжурских антропологических компонентов.
Наиболее многочисленный из указанных этносов - удэгейцы. В китайских источниках они назывались юй-пьхи да-цзы, та-цзы, тазы, что означает «рыбокожие инородцы». В этнографической литературе XIX-XX столетий они известны под рядом названий: кякла, орочи, орочоны, удэге, удэхейцы. Соседние народы называли удэгейцев кьякала, кяка, олчан, ламка, ламунка, намунка, тозунг. В конце концов установился и бытует этноним удэгейцы.
Съезд коренных народов прошёл впервые в Приморском крае. На съезд пригласили представителей администрации Приморья. Представители из 4 районов Приморья обсудили назревшие проблемы малочисленных народностей. Медицинское лечение в приморских глубинках неполное — за обследованием у некоторых врачей приходится ехать в краевую столицу. Большие споры вызвал вопрос о рыболовстве.
Каждая община по конкурсу получает регламентированные участки для промысла рыбы и охоты. В них коренные жители в течение 10 лет должны вести хозяйственную деятельность, причём на собственные средства. Сегодня решением большинства подобных вопросов занимаются общественные организации, созданные самими же коренными жителями. Избранный представитель малочисленных народов выступил с предложением к губернатору о принятии статуса коренного жителя в Приморском крае.
Главными сезонными занятиями орочей, удэгейцев, нанайцев и тазов были зимняя охота и летне-осенняя заготовка рыбы. Зимняя охота начиналась в ноябре и продолжалась до начала марта. Добывали лося, кабана, изюбря, медведя, кабаргу. Тазы добывали также куницу, горного козла, волка. Промысел крупного и копытного зверя давал людям не только мясо, но также и материал для одежды, обуви и покрытия жилищ. Из птиц добывали главным образом уток, фазанов и рябчиков, реже гусей и лебедей.
В июне охотились на молодых изюбрей и пятнистых оленей с целью добычи
очень ценных лечебных пантов, которые продавали китайским купцам. Китайским же купцам продавали и легендарный корень жизни - женьшень. По мнению ряда исследователей XIX века женьшеневый промысел у коренных народов Приморья имеет недавнее происхождение. У тазов и удэгейцев этим обычно занимались старики и пожилые люди.
Считается, что промысел женьшеня был занесен китайскими промысловиками и отходниками. У тазов женьшеневый промысел занимал первое место по экономическому эффекту.
Вообще, до конца XIX века китайские купцы играли большую роль в хозяйственной жизни тазов, удэгейцев и нанайцев. Они буквально как паутиной покрыли Уссурийский край сетью китайских торговых фирм. Купцы и агенты скупали продукты охоты и собирательства коренных жителей и пришлых китайцев и снабжали их деньгами и необходимыми товарами.
Специальная пушная охота явление достаточно позднее и связано с развитием обмена и спроса на пушнину на рынках Китая, а с конца XIX века на русском рынке. Наиболее важной отраслью пушного промысла являлась охота на соболя, которая велась индивидуально каждым охотником. Сначала соболя ловили самострелами, ловушками и капканами. Позднее - при помощи огнестрельного оружия. Охотники тазы использовали китайские фитильные гладкоствольные ружья вамбаза с длиной ствола около двух метров. Участки тайги, где производился соболиный промысел,
были четко распределены между охотниками и передавались по наследству от отца к сыну.
Рыбу в основном добывали лососевых пород: кету, горбушу, симу. Кроме
того коренные народы региона активно занимались морским зверобойным промыслом. Тазы и удэгейцы добывали моллюсков, крабов, морскую капусту и другие водоросли. При речном и морском рыболовстве аборигены применяли колющие и ударные орудия лова, крючковые снасти, сети, ловушки.
Все поселки коренных жителей (кроме села Агзу) связаны с районными центрами шоссейными дорогами и некоторые воздушными линиями. Однако, в каждом селе имеется огромное количество проблем. Главными из которых являются безработица, болезни и социальная апатия коренного населения.
В целом коренные народы Приморского края - удэгейцы, нанайцы, орочи и тазы, проживая в сложных географических условиях и нередко находясь под сильным давлением соседних мощных иноэтнических цивилизаций, сумели не только выжить, но и частично сохранили свою культуру.
В целом коренные народы Приморского края - удэгейцы, нанайцы, орочи и тазы, проживая в сложных географических условиях и нередко находясь под сильным давлением соседних мощных иноэтнических цивилизаций, сумели не только выжить, но и частично сохранили свою культуру.
Причем во многих аспектах их культура является уникальным компонентом нижнеамурского комплекса общемировой культуры. Некоторые способы промыслов, сбора лекарственных дикоросов, блюда национальной кухни, элементы орнамента и фольклора, древних верований и обрядов наблюдаются лишь в этом регионе мира. Все вышесказанное обязывает очень бережно относиться к носителям этой своеобразной, хрупкой и ранимой культуры.
МЫ ВСЕ ДЕТИ ПРИРОДЫ.
НАШ ОБЩИЙ ДОМ - ЗЕМЛЯ!
Спасибо за осведомление! Не знала историю Приморского края!
ОтветитьУдалитьВалентина, у нас это проблема №1. У нас хищнически вырубается тайга.Раньше их кормила тайга: охотник уходил в лес и приносил много соболей – их хватало на всю зиму. Теперь же тайга почти уничтожена, и охота уже не приносит достаточно добычи. Кроме того, из-за вырубок обмелела река Бикин, и у коренных народов не стало рыбы. У них забрали все, а помощи никакой не оказывают.
УдалитьПо закону коренные народы имеют определенные льготы. Однако, по словам Надежды Селюк, использовать эти льготы не всегда возможно.
- Теперь, когда из паспортов удалена графа «национальность», нам приходится через суд доказывать, что мы являемся представителями малых народов, – пояснила вице-президент.
Напомним, что в Приморье уже возникали инциденты с представителями малых народов, которые на месте не могли доказать свою национальную принадлежность. Их судили за браканьерство.
Спасибо за интересную информацию! Очень понравились иллюстрации.
ОтветитьУдалитьСпасибо, жаль что не мои)) Из Интернета.
УдалитьБлагодарю за отличное изложение материала. Много нового для себя открыла. Лариса Германовна, спасибо Вам за тот титанический труд, который Вы затрачиваете, чтобы познакомить читателей со своим краем.
ОтветитьУдалитьЛидия Андреевна, благодарю за тёплые слова в мой адрес. Но душа болит...
УдалитьЛариса Германовна! Я тоже живу в тайге, а проблемы один в один. Горько. Не нужны мы со своими проблемами. Протянули мимо федеральный нефтепровод и оставайтесь сами, как хотите, так и выживайте.
ОтветитьУдалитьТайгу вырубают, зверь уходит, реки мелеют, рыба уходит... У нас уже несколько лет пылевые бури из Китая приходят...
УдалитьСпасибо за интересный пост, Лариса Германовна!
ОтветитьУдалитьГрустно. Представители малых народов Приморского края из-за пробелов в законодательстве оказались бесправными и лишенными многочисленных льгот, положенных им по закону.
УдалитьСпасибо, Лариса Германовна! Да, знать родной край - это чудесно! А проблемы, к сожалению, по всей матушке Руси одинаковые!
ОтветитьУдалитьОт этого становится ещё грустнее и горше...
Удалить