Лицо у каждой школы есть своё, а эту школу трудно не узнать. «Всегда быть первой!» –вот девиз её. Всегда вперед и выше! Так держать!

воскресенье, 8 декабря 2013 г.

Идеальный учитель

Учителям выдвинули повышенные требования

С 2015 года российские учителя будут работать по новым стандартам. Теперь каждый школьный педагог должен знать иностранный язык, разбираться в социальных сетях, уметь преподавать детям мигрантов и детям с ограниченными возможностями. Сами преподаватели считают, что сначала надо изменить программы подготовки в педвузах: пока что новому стандарту по всей стране полностью соответствуют не больше 100 человек.



Новый профессиональный стандарт учителя разрабатывался последние два года по поручению президента Владимира Путина . «Документ отвечает всем требованиям, которые сегодня предъявляет общество профессии учителя,-- заявил министр образования и науки Дмитрий Ливанов.-- Мы с большим удовлетворением можем сказать, что стандарт состоялся, он готов и заработает как нормативный документ уже с 1 января 2015 года». Министр уточнил, что стандарт не похож на большинство других профстандартов, так же как и работа педагога не похожа на «большинство других профессий».

Стандарт деятельности педагога должен заменить действующие «квалификационные характеристики» — требования к учителям. Согласно документу, от российского учителя ждут не только умения «планировать и проводить учебные занятия», как было раньше. Теперь к школьному преподавателю выставлено куда больше требований.

В стандарте неоднократно подчеркивается, что теперь любой учитель обязан уметь работать со всеми категориями детей: особо одаренными, отстающими в развитии, инвалидами и теми, «для кого русский язык не является родным». Преподаватель должен стать еще и профессиональным психологом, понимающим «стадии и кризисы развития, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни». Подразумевается, что каждый учитель должен знать иностранный язык, чтобы «совместно с учащимися использовать иноязычные источники информации». Причем педагог должен применять все эти умения независимо от возраста детей. В разделе «необходимые умения» уточняется, что каждый педагог должен «владеть методами обучения, выходящими за рамки учебных занятий»,-- вести «проектную деятельность», «полевую практику». Кроме того, преподаватель должен уметь организовывать экскурсии и походы.

«Эти критерии я бы охарактеризовал как список требований к идеальному преподавателю, которому можно сразу присвоить звание заслуженного учителя России»,-- считает сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. По его мнению, разработчики выставили слишком высокие требования к учителю. «Один из главных навыков, прописанных в документе, это умение работать во всех типах классов и со всеми детьми. Таких учителей в России не больше 100 человек,-- уверен эксперт.-- Чтобы получить таких педагогов, надо изменять программу обучения в педвузах. Пока что соответствовать этим требованиям невозможно. Сейчас курсы повышения квалификации длятся три месяца — за это время никто вам не даст основы дефектологии». «Я думаю, что новый профстандарт к учителю — это очередная “дорожная карта” по сокращению количества школ и учителей в школах»,-- считает представитель профсоюза.

«Очень важно, что наконец-то заговорили о том, какой нужен учитель обществу,-- считает руководитель Института образования ВШЭ Исаак Фрумин.-- Но мы очень долго спали, и поэтому нынешний документ кажется нереалистичным. Думаю, он массово заработает не с 1 января 2015 года, а намного позже, лет через десять. Зато, как ориентир, он будет положительным». Вместе с тем эксперт признает, что нормативно-правовой статус документа пока неясен: «Он выглядит больше как идеологический документ. Его ни в коем случае нельзя применять напрямую».

Как именно перейти к новому стандарту, не знают и в Минобрнауки. В следующем году должно начаться «пилотно-экспериментальное применение» стандарта. «Учебное заведение будет само решать, переходить ли ему на новый стандарт,-- заверил “Ъ” замглавы департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки Павел Сергоманов.-- В процессе апробации стандарта мы выработаем процесс перехода на него».

Александр Черных, Елена Лодыгина



Читайте «Новости Mail.Ru» в Twitter — ещё больше новостей!

6 комментариев:

  1. Сами преподаватели считают, что сначала надо изменить программы подготовки в педвузах: пока что новому стандарту по всей стране полностью соответствуют не больше 100 человек. И я с этим согласна.

    ОтветитьУдалить
  2. Вы правы, Лидия Андреевна, стандарт высокий, многие из нас не дотягивают до планки. Надо поднимать престиж профессии.

    ОтветитьУдалить
  3. Требования к идеальному учителю повышенные... А все ли сделано для того, чтобы учитель действительно был идеальный?

    ОтветитьУдалить
  4. Так требовать проще, чем создавать условия для развития личности учителя)))

    ОтветитьУдалить
  5. Удивляюсь тем, кто составляет такие стандарты. Сначала надо подготовить выпускников , соответствующих стандартам, а уж потом вводить. Иначе и работать станет некому!

    ОтветитьУдалить
  6. Так это у них работа такая))) Главное создать документ, а будет он работать или нет, это уже их не волнует.

    ОтветитьУдалить