К 70-летию аэропорта п. Кавалерово.
1 ноября 1943 года, приказом начальника Дальневосточного управления гражданской авиации в п. Кавалерово был образован аэропорт местных воздушных линий (МВЛ)
Совершим путешествие более чем на 100 лет назад в почти центр Уссурийской тайги и горной страны Сихотэ-Алинь. С 1900 г процесс заселения русскими людьми центральных, горных и лесистых районов Приморья получил новый импульс благодаря сдаче в эксплуатацию в 1897 году железной дороги между Владивостоком и Хабаровском.
В 1960 году в долине реки Зеркальной уроженец Воронежской губернии и георгиевский кавалер Фёдор Пополитов основал посёлок Кавалерово. К тому времени геологи вынесли заключение о несметных полиметаллических богатствах окрестностей реки Зеркальная. Из Уссурийска через Осиновку, Семёновку (ныне город Арсеньев), Чугуевку в сторону Кавалерова медленно, но верно стали пробивать через хребты Сихотэ-Алиня грунтовую дорогу. Революция, гражданская война и интервенция прервали мирный труд россиян в Уссурийской тайге.1 ноября 1943 года, приказом начальника Дальневосточного управления гражданской авиации в п. Кавалерово был образован аэропорт местных воздушных линий (МВЛ)
Совершим путешествие более чем на 100 лет назад в почти центр Уссурийской тайги и горной страны Сихотэ-Алинь. С 1900 г процесс заселения русскими людьми центральных, горных и лесистых районов Приморья получил новый импульс благодаря сдаче в эксплуатацию в 1897 году железной дороги между Владивостоком и Хабаровском.
После изгнания японцев и белогвардейцев, в октябре 1922 года началось восстановление экономики края. В 1928 году началось создание дальневосточной гражданской авиации.
В авральном порядке в 1938-41 годах были построены ветки Барановский-Хасан, Смоляниново-Дунай, Манзовка (ныне Сибирцево) – Чугуевка. Уже в то время железнодорожники предложили дотянуть ветку от Чугуевки до посёлка Ольга, то есть всего в 50 км южнее посёлка Кавалерово. Но этого так и не осуществили…
Война потребовала резкого увеличения выпуска металлов. Почти вся европейская часть СССР с её профильными предприятиями оказалась в зоне боевых действий. Встал вопрос об увеличении мощностей и открытия новых производств на востоке страны. В стратегическом списке оказались рудники Кавалерова. К освоению полиметаллов в окрестностях Кавалерова приступили после гражданской войны. К 1941 году расположенные в горах Сихотэ-Алиня в 60 км друг от друга посёлки Кавалерово и Тетюхе (ныне город Дальнегорск) по меркам того времени можно было назвать «производственным комплексом».
Таким образом, в Приморье к 1941 году была налажена добыча свинца, олова и частично цинка, но из-за удалённости от железной дороги с началом войны возникла проблема доставки. Да, можно было на грузовиках по грунтовкам почти 1000 км везти до Владивостока и там перегружать на поезда. Да, с рудников можно было по грунтовке вывозить концентрат на берег Тихого океана и далее вдоль побережья Приморья на баржах до Владивостока. Всё это можно было сделать, но… в мирное время. Во время войны японские подлодки могли без проблем эти караваны топить. А зимой горные перевалы были закрыты снегом…
Принятое тогда решение, может показаться даже безумием, но тогда была война… Приказом начальника Дальневосточного УГА 1 ноября 1943 года было предписано создать посадочные площадки в посёлке Кавалерово для вывоза руды к железной дороге. Приказ фактически узаконил начавшееся чуть раньше строительство объекта, который, кстати, хотели построить ещё до войны.
С конца 1943 года и до завершения войны с Японией маломощные этажерки По-2 выполняли над горами Сихотэ-Алиня несколько ежедневных рейсов по маршрутам Кавалерово-Сидатун- Иман. На железнодорожной станции Иман (ныне город Дальнереченск) спецгруз помещали в вагоны и отправляли на заводы в Комсомольск-на-Амуре, Забайкалье и в Сибирь. В годы войны каждая третья пуля в СССР была отлита из приморского металла.
Попытайтесь представить сложность тех рейсов. Фанерный По-2, движок в 100 лошадиных сил, фанерный двухлопастный винт, открытая кабина. В эту этажерку загружают мешки со свинцовым и оловянным концентратом. Пилот взлетает с горного аэродрома со сложным ветровым режимом и без радиосвязи, и приборов летит над горами Сихотэ-Алиня к железной дороге. Летом на горном аэродроме +40С, зимой до -50С.
Открытая кабина в полёте продувается насквозь. Пилот летит в очках, кожанке и шлеме. Внизу проплывают узкие и извилистые речные долины горной страны Сихотэ-Алинь. Запасных посадочных площадок нет. При аварийной посадке придётся падать в мощный кустарник в речных долинах. Сесть на воду в горных буйных речках не получится. Сложные и мощные ветровые потоки в любой момент могут затянуть самолёт на горы… Сейчас никто в таких условиях не стал бы летать, а тогда летали. Потому что жили завтрашним днём. И завтрашний день пришёл. С победой и бурным развитием таёжного горнорудного комплекса.
(Лирическое отступление. 50 лет назад, в 1963 году композитор Александра Пахмутова была в творческой командировке в Приморье. На Ан-2 она прокатилась на рудничные посёлки той «дорогой жизни», по которой в 1943 – 45 годах из Кавалерова и Дальнегорска на По-2 вывозили концентрат к железной дороге. В наших местах и родилась знаменитая песня, фразы из которой стали крылатыми: «…в этот край таёжный только самолётом можно долететь», «под крылом самолёта о чём-то поёт зелёное море тайги».)
В феврале 1954 году в Приморье началась базовая эксплуатация Ан-2. Через год из Владивостока в Кавалерово начались пассажирские перевозки на «Аннушке» (просуществовали до 1995 года). В 1955 году началась эксплуатация вертолёта Ми-4. С конца 50-х годов прошлого века в Кавалерово начались масштабные стройки объектов горнорудной промышленности, резко возросло население посёлка.
Экономика Кавалеровского района в советский период определялась деятельностью градообразующего предприятия Хрустальненского горно-обогатительного комбината, который вёл добычу и обогащение оловянной руды (каждый шестой кг концентрата, добытого в СССР – был наш, кавалеровский). Вокруг посёлка Кавалерово разместились рудничные посёлки.
В экономике района тон задавали горняки. Население Кавалеровского района к 1970 году перевалило за 60 тысяч человек. Вместе с ростом населения и производства росло и число авиарейсов. К началу70-х годов в Кавалерово из Владивостока выполнялось 5 ежедневных рейсов на Ан-2. Наш аэропорт не мог осуществить базовую эксплуатацию Ли-2, он был недоступен из-за расположения в узких горных долинах и сложных схем заходов и взлётов.
(Лирическое отступление. 50 лет назад, в 1963 году композитор Александра Пахмутова была в творческой командировке в Приморье. На Ан-2 она прокатилась на рудничные посёлки той «дорогой жизни», по которой в 1943 – 45 годах из Кавалерова и Дальнегорска на По-2 вывозили концентрат к железной дороге. В наших местах и родилась знаменитая песня, фразы из которой стали крылатыми: «…в этот край таёжный только самолётом можно долететь», «под крылом самолёта о чём-то поёт зелёное море тайги».)
В феврале 1954 году в Приморье началась базовая эксплуатация Ан-2. Через год из Владивостока в Кавалерово начались пассажирские перевозки на «Аннушке» (просуществовали до 1995 года). В 1955 году началась эксплуатация вертолёта Ми-4. С конца 50-х годов прошлого века в Кавалерово начались масштабные стройки объектов горнорудной промышленности, резко возросло население посёлка.
Экономика Кавалеровского района в советский период определялась деятельностью градообразующего предприятия Хрустальненского горно-обогатительного комбината, который вёл добычу и обогащение оловянной руды (каждый шестой кг концентрата, добытого в СССР – был наш, кавалеровский). Вокруг посёлка Кавалерово разместились рудничные посёлки.
В экономике района тон задавали горняки. Население Кавалеровского района к 1970 году перевалило за 60 тысяч человек. Вместе с ростом населения и производства росло и число авиарейсов. К началу70-х годов в Кавалерово из Владивостока выполнялось 5 ежедневных рейсов на Ан-2. Наш аэропорт не мог осуществить базовую эксплуатацию Ли-2, он был недоступен из-за расположения в узких горных долинах и сложных схем заходов и взлётов.
В январе 1971 года на аэродроме в посёлке Кавалерово появился Як-40. Именно этот реактивный минилайнер перевернул представление о местных воздушных линиях и стал летать туда, куда до него мог долететь только Ан-2.
Сложный горный рельеф не позволил строить аэродром в Дальнегорске, поэтому реконструировали аэродром в посёлке Кавалерово. Горнорудные гиганты двух районов профинансировали строительство полноценного аэропорта в Кавалерово под приём Як-40.
Сложный горный рельеф не позволил строить аэродром в Дальнегорске, поэтому реконструировали аэродром в посёлке Кавалерово. Горнорудные гиганты двух районов профинансировали строительство полноценного аэропорта в Кавалерово под приём Як-40.
30 декабря 1978 года Як-40 под командованием пилота первого класса Н.Е. Измайлова впервые совершил посадку на новую взлётно-посадочную полосу, а со 2 января 1977 года начал перевозки пассажиров между Владивостоком и Кавалеровом. В начале 1978 года реактивный лайнер соединил Кавалерово с Хабаровском. В 1979 году сдали в эксплуатацию аэровокзал на 50 пассажиров в час.
В расписании местных линий Владивостокского авиапредприятия кавалеровское направление с 1977 года традиционно занимает первое место: 4 ежедневных рейса зимой, весной и осенью и 6 ежедневных – летом, плюс дополнительные рейсы. Аэропорт в Кавалерово пропускал более 100 тысяч пассажиров ежегодно… Официально аэропорт работал с 8.00 до 20.00. За это время каждые 30 минут в аэропорту садился или взлетал Як-40…
Хорошее оборудование аэродрома, классные специалисты и, как следствие, высокая регулярность полётов. 40-минутный полёт, дешевизна билетов до Владивостока (12 рублей) в прежние годы – благоприятно отразились на развитии Кавалеровского аэропорта… бонусов добавляла и горная долина, в которую не мог пробиться океанский туман.
Смертоносное дыхание 90-х хорошо прослеживается по судьбе аэропорта Кавалерово. Каждый световой день в приморском небе стрекотало не менее полусотни Ан-2 и столько же вертолётов. В 1992 – начался процесс ликвидации аэропортов местных воздушных линий. Як-40 перестали летать в 2012 году. За 20 лет с 1992 по 2012 количество рейсов было сокращено с 6 ежедневных до 1-2 в неделю. Сегодня аэропорт в Кавалерово принимает только вертолёты. Ми-8 раз в неделю летает с пассажирами по маршруту Владивосток-Кавалерово – Пластун, да заказные рейсы разных ведомств. Пассажирских самолётов на местных линиях в крае сегодня нет…
Смертоносное дыхание 90-х хорошо прослеживается по судьбе аэропорта Кавалерово. Каждый световой день в приморском небе стрекотало не менее полусотни Ан-2 и столько же вертолётов. В 1992 – начался процесс ликвидации аэропортов местных воздушных линий. Як-40 перестали летать в 2012 году. За 20 лет с 1992 по 2012 количество рейсов было сокращено с 6 ежедневных до 1-2 в неделю. Сегодня аэропорт в Кавалерово принимает только вертолёты. Ми-8 раз в неделю летает с пассажирами по маршруту Владивосток-Кавалерово – Пластун, да заказные рейсы разных ведомств. Пассажирских самолётов на местных линиях в крае сегодня нет…
Но как сообщает пресс-служба администрации Приморского края, 3 самолёта для развития местных авиаперевозок будут приобретены в Приморье. При таком раскладе аэропорт в посёлке Кавалерово может получить вторую жизнь… Так хочется в это верить
Тем временем население в Кавалерово сократилось уже с 30 тысяч до 17 тысяч… В наших недрах нашли большие запасы золота…
Тем временем население в Кавалерово сократилось уже с 30 тысяч до 17 тысяч… В наших недрах нашли большие запасы золота…
Процветания, Лариса Германовна, Вашему посёлку!
ОтветитьУдалитьОльга Григорьевна - золотая пора посёлка прошла. Лихие 90-е поставили крест на нашем районе. Никому не нужны стали наши полиметаллы, олово... люди.
УдалитьПрекрасный у Вас край Лариса Германовна! Возрождения вашему аэропорту!
ОтветитьУдалитьТамара, край у нас замечательный и люди отличные, но... из Москвы всё это плохо видно. Даже в годы войны помнили о нас, а теперь ...
УдалитьТакое хорошее начало и такой грустный конец!!!
ОтветитьУдалитьВалентина Васильевна, помните предсказание Прохорову в "Угрюм-реке"?
Удалить"Начало у тебя будет хорошее, серёдка - кипучая, а конец - СТРАШШШНЫЙ..." Так и у нашего многострадального посёлка. Мы трудились на благо Родине, отдавая всё, а теперь лишние...
Процветания вашему посёлку, у нас такая же картина с 13000 жителей сократилось до 5000.
ОтветитьУдалитьОбидно, уезжают молодые, перспективные искать лучшей доли. Многие едут в Китай работать в барах-ресторанах... А могли бы пригодиться здесь, на Родине...
УдалитьСпасибо, Лариса Германовна. Всегда с удовольствием читаю ваши посты.
ОтветитьУдалитьНина Георгиевна, спасибо за оценку моего скромного труда.
УдалитьОбидно, накипела - это крик моей души... Очень хочу, чтоб мои земляки распрямили плечи и гордо посмотрели вокруг. Знаете как горько из людей нужных и уважаемых стать нахлебником - район наш НИЧЕГО не производит! Только лес рубят и рубят - цепки летят и ударяют больно. Район наш дотационный. Это мы -то.. геологи и горняки, строители и автомобилисты...
Очень интересно! У нас завалили всю малую авиацию.так и ржавеют самолеты на взлетной полосе.
ОтветитьУдалитьТакой ужас по всей стране. Из Кремля не видно - там более важные стратегические вопросы решают. Например, как понизить брачный возраст девочек - тогда можно без оглядки завести молоденькую подружку...
УдалитьАэропорт в посёлке Кавалерово может получить вторую жизнь… Так хочется в это верить...
ОтветитьУдалитьЭто обнадеживает! Пусть так и будет!
Алина, очень на это надеюсь. ОЧЕНЬ. Аэродром стал площадкой для тостосумов - там стоят частные вертолёты-самолёты, а народу...
УдалитьЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ У ВАС ПОСЁЛОК, ЛАРИСА ГЕРМАНОВНА! ХОЧЕТСЯ ВЕРИТЬ, ЧТО ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО)))
ОтветитьУдалитьФируза Насибуловна, спасибо за доброе пожелание. Да смилостивится судьба к нам!))) Люди у нас открытые, добрые, готовые на большую самоотдачу на благо Родине...
ОтветитьУдалить