Учителям выдвинули повышенные требования
С 2015 года российские учителя будут работать по новым стандартам. Теперь каждый школьный педагог должен знать иностранный язык, разбираться в социальных сетях, уметь преподавать детям мигрантов и детям с ограниченными возможностями. Сами преподаватели считают, что сначала надо изменить программы подготовки в педвузах: пока что новому стандарту по всей стране полностью соответствуют не больше 100 человек.
Новый профессиональный стандарт учителя разрабатывался последние два года по поручению президента Владимира Путина . «Документ отвечает всем требованиям, которые сегодня предъявляет общество профессии учителя,-- заявил министр образования и науки Дмитрий Ливанов.-- Мы с большим удовлетворением можем сказать, что стандарт состоялся, он готов и заработает как нормативный документ уже с 1 января 2015 года». Министр уточнил, что стандарт не похож на большинство других профстандартов, так же как и работа педагога не похожа на «большинство других профессий».
Стандарт деятельности педагога должен заменить действующие «квалификационные характеристики» — требования к учителям. Согласно документу, от российского учителя ждут не только умения «планировать и проводить учебные занятия», как было раньше. Теперь к школьному преподавателю выставлено куда больше требований.
В стандарте неоднократно подчеркивается, что теперь любой учитель обязан уметь работать со всеми категориями детей: особо одаренными, отстающими в развитии, инвалидами и теми, «для кого русский язык не является родным». Преподаватель должен стать еще и профессиональным психологом, понимающим «стадии и кризисы развития, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни». Подразумевается, что каждый учитель должен знать иностранный язык, чтобы «совместно с учащимися использовать иноязычные источники информации». Причем педагог должен применять все эти умения независимо от возраста детей. В разделе «необходимые умения» уточняется, что каждый педагог должен «владеть методами обучения, выходящими за рамки учебных занятий»,-- вести «проектную деятельность», «полевую практику». Кроме того, преподаватель должен уметь организовывать экскурсии и походы.
«Эти критерии я бы охарактеризовал как список требований к идеальному преподавателю, которому можно сразу присвоить звание заслуженного учителя России»,-- считает сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. По его мнению, разработчики выставили слишком высокие требования к учителю. «Один из главных навыков, прописанных в документе, это умение работать во всех типах классов и со всеми детьми. Таких учителей в России не больше 100 человек,-- уверен эксперт.-- Чтобы получить таких педагогов, надо изменять программу обучения в педвузах. Пока что соответствовать этим требованиям невозможно. Сейчас курсы повышения квалификации длятся три месяца — за это время никто вам не даст основы дефектологии». «Я думаю, что новый профстандарт к учителю — это очередная “дорожная карта” по сокращению количества школ и учителей в школах»,-- считает представитель профсоюза.
«Очень важно, что наконец-то заговорили о том, какой нужен учитель обществу,-- считает руководитель Института образования ВШЭ Исаак Фрумин.-- Но мы очень долго спали, и поэтому нынешний документ кажется нереалистичным. Думаю, он массово заработает не с 1 января 2015 года, а намного позже, лет через десять. Зато, как ориентир, он будет положительным». Вместе с тем эксперт признает, что нормативно-правовой статус документа пока неясен: «Он выглядит больше как идеологический документ. Его ни в коем случае нельзя применять напрямую».
Как именно перейти к новому стандарту, не знают и в Минобрнауки. В следующем году должно начаться «пилотно-экспериментальное применение» стандарта. «Учебное заведение будет само решать, переходить ли ему на новый стандарт,-- заверил “Ъ” замглавы департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки Павел Сергоманов.-- В процессе апробации стандарта мы выработаем процесс перехода на него».
Александр Черных, Елена Лодыгина
Читайте «Новости Mail.Ru» в Twitter — ещё больше новостей!
С 2015 года российские учителя будут работать по новым стандартам. Теперь каждый школьный педагог должен знать иностранный язык, разбираться в социальных сетях, уметь преподавать детям мигрантов и детям с ограниченными возможностями. Сами преподаватели считают, что сначала надо изменить программы подготовки в педвузах: пока что новому стандарту по всей стране полностью соответствуют не больше 100 человек.
Новый профессиональный стандарт учителя разрабатывался последние два года по поручению президента Владимира Путина . «Документ отвечает всем требованиям, которые сегодня предъявляет общество профессии учителя,-- заявил министр образования и науки Дмитрий Ливанов.-- Мы с большим удовлетворением можем сказать, что стандарт состоялся, он готов и заработает как нормативный документ уже с 1 января 2015 года». Министр уточнил, что стандарт не похож на большинство других профстандартов, так же как и работа педагога не похожа на «большинство других профессий».
Стандарт деятельности педагога должен заменить действующие «квалификационные характеристики» — требования к учителям. Согласно документу, от российского учителя ждут не только умения «планировать и проводить учебные занятия», как было раньше. Теперь к школьному преподавателю выставлено куда больше требований.
В стандарте неоднократно подчеркивается, что теперь любой учитель обязан уметь работать со всеми категориями детей: особо одаренными, отстающими в развитии, инвалидами и теми, «для кого русский язык не является родным». Преподаватель должен стать еще и профессиональным психологом, понимающим «стадии и кризисы развития, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни». Подразумевается, что каждый учитель должен знать иностранный язык, чтобы «совместно с учащимися использовать иноязычные источники информации». Причем педагог должен применять все эти умения независимо от возраста детей. В разделе «необходимые умения» уточняется, что каждый педагог должен «владеть методами обучения, выходящими за рамки учебных занятий»,-- вести «проектную деятельность», «полевую практику». Кроме того, преподаватель должен уметь организовывать экскурсии и походы.
«Эти критерии я бы охарактеризовал как список требований к идеальному преподавателю, которому можно сразу присвоить звание заслуженного учителя России»,-- считает сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. По его мнению, разработчики выставили слишком высокие требования к учителю. «Один из главных навыков, прописанных в документе, это умение работать во всех типах классов и со всеми детьми. Таких учителей в России не больше 100 человек,-- уверен эксперт.-- Чтобы получить таких педагогов, надо изменять программу обучения в педвузах. Пока что соответствовать этим требованиям невозможно. Сейчас курсы повышения квалификации длятся три месяца — за это время никто вам не даст основы дефектологии». «Я думаю, что новый профстандарт к учителю — это очередная “дорожная карта” по сокращению количества школ и учителей в школах»,-- считает представитель профсоюза.
«Очень важно, что наконец-то заговорили о том, какой нужен учитель обществу,-- считает руководитель Института образования ВШЭ Исаак Фрумин.-- Но мы очень долго спали, и поэтому нынешний документ кажется нереалистичным. Думаю, он массово заработает не с 1 января 2015 года, а намного позже, лет через десять. Зато, как ориентир, он будет положительным». Вместе с тем эксперт признает, что нормативно-правовой статус документа пока неясен: «Он выглядит больше как идеологический документ. Его ни в коем случае нельзя применять напрямую».
Как именно перейти к новому стандарту, не знают и в Минобрнауки. В следующем году должно начаться «пилотно-экспериментальное применение» стандарта. «Учебное заведение будет само решать, переходить ли ему на новый стандарт,-- заверил “Ъ” замглавы департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки Павел Сергоманов.-- В процессе апробации стандарта мы выработаем процесс перехода на него».
Александр Черных, Елена Лодыгина
Читайте «Новости Mail.Ru» в Twitter — ещё больше новостей!
Сами преподаватели считают, что сначала надо изменить программы подготовки в педвузах: пока что новому стандарту по всей стране полностью соответствуют не больше 100 человек. И я с этим согласна.
ОтветитьУдалитьВы правы, Лидия Андреевна, стандарт высокий, многие из нас не дотягивают до планки. Надо поднимать престиж профессии.
ОтветитьУдалитьТребования к идеальному учителю повышенные... А все ли сделано для того, чтобы учитель действительно был идеальный?
ОтветитьУдалитьТак требовать проще, чем создавать условия для развития личности учителя)))
ОтветитьУдалитьУдивляюсь тем, кто составляет такие стандарты. Сначала надо подготовить выпускников , соответствующих стандартам, а уж потом вводить. Иначе и работать станет некому!
ОтветитьУдалитьТак это у них работа такая))) Главное создать документ, а будет он работать или нет, это уже их не волнует.
ОтветитьУдалить